Skip to main content

Даже обывателю становится очевидно: в сфере мобильных девайсов последние годы не приносят хоть сколь-нибудь значимых инноваций, а обновлённые модели устройств, как правило, ограничиваются косметическими доработками и линейным ростом производительности. Разбираемся, почему новые гаджеты не меняются функционально и не предлагают пользователям революционных изменений, столь характерных для первых смартфонов или планшетов 10–15 лет назад.

 

ВСПОМНИТЬ ВСЁ

В начале 2000-х годов, когда гаджеты только начали завоёвывать мир, анонсы новых устройств были настоящим событием. Люди активно обсуждали их, предвкушая появление новых функций и технологий. Именно в то время мобильная и носимая электроника стала такой, какой мы привыкли воспринимать её сейчас: многофункциональной, компактной и стильной. Так, например, медиаплееры Apple iPod, появившиеся на рынке в 2001 году, в числе первых начали использовать жёсткие диски (взамен кассет и CD-дисков) для хранения информации, а также обладали интуитивно понятным интерфейсом и поддержкой синхронизации медиатеки iTunes.

Знаковым устройством того времени также стала и портативная консоль Sony PlayStation Portable (2004). В ней совмещались мощная аппаратная начинка, качественный экран, дисковод и множество интерфейсов в компактном корпусе. Наконец, уже в 2007 году был представлен первый iPhone — он вызвал большой ажиотаж и, можно сказать, изменил целую индустрию мобильных устройств. Первый смартфон от Apple обладал множеством новых «облегчающих» технологий: полностью сенсорный дисплей, поддержка мультитач и управление жестами, встроенный полнофункциональный браузер и магазин приложений. Многие компании — LG, Samsung, HTC и другие — стали выпускать смартфоны с похожим дизайном и интерфейсом, стремясь упростить взаимодействие пользователей с устройствами.

Почему в гаджетах больше нет инноваций, 7men.uz

Первая Sony PlayStation Portable начала продаваться в Японии в 2004 году

В то же время гаджеты становились не только более функциональными, но и эстетичными благодаря использованию новых материалов и дизайнерских решений. На этой волне появился iPod Touch с невероятно тонким для своего времени алюминиевым корпусом и большим 3,5-дюймовым экраном, ультракомпактный ноутбук MacBook Air (2008), а позже — первый Samsung Galaxy (2009), оснащённый AMOLED-экраном и работающий на базе Android. Уже в 2010 году Apple выпустила первое поколение планшетов iPad, которые выделялись тонким металлическим корпусом, передовым «железом» и большим сенсорным дисплеем, также поддерживающим мультитач и управление жестами.

Эти и многие другие устройства устанавливали новые правила игры, радикально меняя рынок и не считаясь с трендами прошлых лет. На середину 2010-х годов пришёлся расцвет носимой электроники: появились первые поколения умных очков Google Glass (2013), фитнес-браслетов Mi Band (2014), смарт-часов Apple Watch (2015) и даже очков виртуальной реальности Oculus Rift (2016). В это же время на рынке появились гораздо более продвинутые процессоры для мобильных и носимых устройств: первый четырёхъядерный чип Nvidia Tegra 3 (HTC One X, Google Nexus 7), первый 64-битный мобильный процессор Apple A7 (iPhone 5S, iPad Air 1 gen.), а также первый процессор Samsung Exynos 5410 с поддержкой технологии ARM Big.LITTLE (сочетание кластеров из высокопроизводительных и энергоэффективных ядер для увеличения автономной работы устройства). Интересно, что усовершенствованная версия технологии Big.LITTLE — ARM DynamIQ — используется в логике работы устройств и по сей день, помогая значительно уменьшить энергопотребление и повысить производительность.

Почему в гаджетах больше нет инноваций, 7men.uz

Эволюция фитнес-браслетов Mi Band начиная с 2014 года

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Сейчас новые модели гаджетов стабильно появляются на рынке несколько раз в год. Тем не менее в большинстве случаев эти обновления представляют собой скорее улучшение старых технологий, нежели внедрение настоящих инноваций. Каждое новое поколение устройств может похвастаться статистическими «больше, быстрее, ярче», концептуально повторяя девайсы прошлых лет и всё дальше уходя от «инновационности», которой прежде так гордились производители.

Примечательно, что многие производители обращаются к решениям прошлых лет, чтобы разнообразить рынок. Самый яркий пример такой цикличности — «возрождение» концепции складных устройств, которая сейчас позиционируется в качестве одного из главных и наиболее перспективных направлений развития смартфонов, планшетов и других гаджетов. Такие устройства, как Galaxy Z Flip и Oppo Find N2, предлагают пользователям два экрана: маленький внешний и большой складной внутренний дисплей. Но концептуально эти смартфоны отнюдь неновы и повторяют опыт своих предшественников вроде LG enV VX9900 (2006) и Samsung SCH-W531 (2006).

Почему в гаджетах больше нет инноваций, 7men.uzОднако функциональность таких решений сейчас весьма сомнительна. Дело в том, что телефоны-раскладушки 2000-х годов создавались, во-первых, с целью уменьшения размеров, а во-вторых — для защиты физических кнопок от случайных нажатий в кармане или сумке. В современных же складных смартфонах практическая полезность двух дисплеев заключается лишь в том, что устройство можно использовать в качестве планшета (благодаря наличию раскладываемого большого дисплея). А заявленная компактность на самом деле не даёт ощутимых преимуществ: те же Samsung Galaxy Z Fold4 и Z Flip4 в сложенном виде оказываются почти в два раза толще любого из последних iPhone. Как бы то ни было, все эти телефоны одинаково успешно помещаются в карманы и сумки.

Почему в гаджетах больше нет инноваций, 7men.uz

Складные устройства всё чаще появляются вновь на рынке, хотя концептуально они не несут какой-то дополнительной пользы На фото: 1. Oppo Find N2 (2022) 2. LG enV VX9900 (2006) 3. Samsung SCH-W531 (2006)

Главные же продукты компаний, имеющие наибольшую популярность среди потребителей, словно застыли в своём развитии, оставаясь в пределах метафоричных 20%. К примеру, флагманские iPhone почти не изменились с 2017 года, когда Apple выпустила iPhone X с обновлённым дизайном и системой разблокировки по лицу Face ID. Увеличивается количество и качество камер, дисплеи становятся ярче и плавнее, а процессоры — эффективнее и быстрее. Однако концептуально iPhone остаётся всё тем же продуктом, что и шесть лет назад. Это справедливо не только для «яблочной» компании, но и для многих других производителей и продуктов, таких как смарт-часы, ноутбуки, фотокамеры и многое другое.

Выпуская новые модели гаджетов, корпорации теперь делают ставку на их коммерческую успешность, нежели на революционность. Конечно, это вполне логично с точки зрения ведения бизнеса — растягивать жизненный цикл линейки можно до бесконечности, особенно если внедрять инновации ровно в той мере, что необходима для сохранения лояльности потребителей и минимального превосходства над конкурентами.

Почему в гаджетах больше нет инноваций, 7men.uz

Huawei Mate Xs 2 – смартфон с одним из самых больших на сегодня экранов с диагональю 7,8 дюйма (почти 20 см)

ЭВОЛЮЦИЯ ДЛЯ РЕВОЛЮЦИИ

Едва ли производители сидят без дела, не думая о будущем своего бизнеса: ведь то, что коммерчески успешно сейчас, уже завтра может безвозвратно устареть. Однако по мере увеличения сложности производства и насыщения рынка компании упираются в фундаментальные ограничения, связанные с эргономикой и удобством использования своих устройств. Так, например, смартфон со сверхвысокой диагональю экрана или с нетипичной формой корпуса будет невозможно держать одной рукой, а смарт-часы с дисплеем, обхватывающим всё запястье, попросту не будут функциональными. Вполне вероятно, что именно анатомические особенности человека являются главным барьером на пути создания столь же конструктивно уникальных гаджетов, какими когда-то казались первые смартфоны.

Не имеет смысла предвосхищать момент, когда гаджеты превратятся в реквизит для научно-фантастического фильма. Любые устройства в конечном счёте являются лишь посредниками между человеком и задачами, которые он выполняет. Поэтому отсутствие революционных нововведений на данном этапе эволюции гаджетов скорее положительно сказывается на опыте их использования. Иными словами, действительно ли вам нужен голографический дисплей для того, чтобы проверить электронную почту?

Революционные технологии с большой вероятностью найдут себя в индустрии развлечений и потребления контента в первую очередь благодаря развитию технологий виртуальной и дополненной реальности, в то время как классические устройства сохранят свои позиции на рынке. Однако нельзя исключать, что текущий период затишья в индустрии гаджетов — лишь предтеча появления принципиально отличных от сегодняшних технологий и продуктов. Как это часто случалось в истории, представления людей о повседневном мире могут в мгновение ока измениться до неузнаваемости под влиянием научных открытий или новаторских изобретений.