Чемпионат Европы по футболу 2024 года. Ромелу Лукаку забивает спасительный для Бельгии гол. Игроки и тренерский штаб празднуют. Но судья не спешит показывать на центр. Вместо этого он рисует воображаемый прямоугольник в воздухе и бежит к монитору.
На нём он видит, что полузащитник бельгийской команды Опенда сыграл рукой за пару секунд до того, как сделать пас на Лукаку. Взятие ворот не засчитывают. Через пару десятков минут бельгийцы вылетят из турнира. А систему, использующую специальные датчики, вставленные в мяч и определяющие, когда и в какой момент состоялось касание спортивного снаряда, признают полезной.
ОТ NFL И ДАЛЬШЕ
Человечество далеко не сразу решилось внедрять всякие технологические прибамбасы в спортивные игры. С одной стороны, боялись, как повлияют такие новинки на восприятие происходящего на полях, площадках, кортах, а с другой — переживали за соревновательность как таковую.
Первыми в этом деле стали американские виды спорта, а безусловным новатором — лига американского футбола НФЛ. Первые эксперименты с просмотрами спорных моментов в лиге проводились ещё в середине 1970-х. А окончательно систему в рамках регулярного сезона запустили в 1986 году.
Но нововведение не пришлось по вкусу. В 1992 году владельцы команд проголосовали за сворачивание системы, поскольку она замедляла темп игры, а отмена решений судей была совсем небольшая — около 10%.
Однако в концовке сезона 1998 года произошёл резонансный случай. «Сиэтл Сихокс» вели в матче с «Нью-Йорк Джетс». Квотербек (нападающий) «Джетс» Винни Теставерди нырнул с мячом в зачётную зону. Рефери зафиксировал тачдаун, хотя на повторе телезрители увидели, что линию пересёк шлем квотербека, а не мяч. «Сихокс» проиграли и не попали в плей-офф. После этого весной 1999-го владельцы приняли модифицированную систему видеоповторов. Просмотр моментов ускорили. Так видеоповторы стали неотъемлемой частью матчей НФЛ.
В НХЛ видеопросмотры появились примерно в это же время. Но сначала судьи обращались к ним только в том случае, если у них возникали сомнения, состоялось взятие ворот или нет. В 2016 году возможности повторов расширили и разрешили тренерам брать «челлендж». Позже «челленджи» появились и в других лигах. За неоправданный просмотр спорного момента по требованию тренер рискует лишним тайм-аутом.
ВЗГЛЯД КАК У ЯСТРЕБА
Другие виды спорта решились на технологическую революцию в начале 2010-х. В теннисе система Hawk-Eye (с английского «глаз ястреба») применяется уже более десяти лет. Её главная задача — определить, попал мяч в линию или же был аут.
В теннис система пришла очень скоро после крикета, но первое время ею пользовались только телевизионщики — они просто хотели визуально обогатить трансляции. И получилось так, что судьи ошибались, а зрители это видели. Поэтому систему решили внедрить и в саму игру.
Принцип работы у Hawk-Eye простой. На корте устанавливают десять камер (по пять на каждой стороне), и они делают по 60 кадров в секунду. Камеры установлены таким образом, что огромное количество двухмерных снимков позволяет вычислить скорость и траекторию мяча. Все эти данные загружаются в компьютер, который создаёт модель полёта. \
Так что повторы Hawk-Eye — это не то, что было на самом деле, а очень точно воссозданная реальность. То есть система выкрикивает «аут» в нужный момент не потому, что она это увидела на самом деле, а потому, что за несколько мгновений до этого уже просчитала, куда должен упасть мяч при определённом полёте.
Позже эту же систему стали применять и в футболе — ровно с той же целью: определить, пересёк мяч линию ворот или нет. Впрочем, эта система тоже иногда глючит. И в АПЛ (компания Hawk-Eye однажды официально извинилась за незасчитанный гол в матче чемпионата Англии по футболу между «Шеффилд Юнайтед» и «Астон Виллой»), и в теннисе.
Пол Хокинс, управляющий директор компании, разработавшей технологию, заявил, что, несмотря на некоторое количество ошибок, все связанные с теннисом люди счастливы от внедрения этой системы: «Hawk-Eye не застрахована от ошибок, но, по нашим расчётам, её точность составляет 99,9%».
ЗА ТРАДИЦИОННЫЙ ФУТБОЛ
Футбол сопротивлялся дольше всех. «Ошибки арбитров — это часть игры!» — такого мнения очень долго придерживались в ФИФА и УЕФА. Систему видеопомощи, позволяющую арбитрам принимать правильные решения в спорных моментах матча, начали постепенно внедрять в 2018 году после серии испытаний на международном уровне.
Так Hawk-Eye появился в футболе. И конкретно в АПЛ. Но всё же там изначально конкурировали две системы: GoalRef и уже знакомый нам Hawk-Eye. Устроены они по-разному: в основе второй — 14 высокоскоростных камер, которые устанавливаются по периметру стадиона (обычно на крыше или под ней) и постоянно моделируют всё, что происходит в штрафной. GoalRef же работает без камер, а по принципу электромагнитной индукции: в штанги и перекладины устанавливаются специальные датчики, создающие магнитное поле. При пересечении мячом линии ворот чип начинает пищать, а на специальные часы на руках у арбитра передаётся сигнал о забитом голе.
Были и другие новинки. Например, беспроводная связь судей. Наушник, микрофон и передатчик — и у главного рефери есть связь со своими помощниками. Работает система через Bluetooth, покрывает расстояние порядка километра, поэтому судьи могут спокойно перемещаться по полю и общаться друг с другом.
НЕ БЕЗ ОШИБОК
Следом в футболе появился VAR. Систему создали в Нидерландах и впервые протестировали в сезоне 2011/2012 в главном дивизионе страны. В 2016 году начался двухгодичный тестовый период по всему миру. Первый официальный матч с использованием системы прошёл в Кубке Нидерландов между «Аяксом» и «Виллемом II» в сентябре 2016 года.
Тогда же выработали и протокол действий арбитров, который действует до сих пор. Если арбитр допустил ошибку, видеоассистент должен связаться с ним. Судья может прислушаться к подсказке VAR, проигнорировать её или пересмотреть эпизод самостоятельно. В последнем случае он может оставить первоначальное решение или изменить его.
VAR, конечно, критиковали с момента появления. Части зрителей и участников матча не нравится, что просмотры отнимают слишком много времени, не исключают человеческий фактор и остаются непрозрачными: разговоры судей не звучат на стадионе (хотя в Российской премьер-лиге иногда публикуют аудио переговоров арбитров, и это очень интересно).
При этом есть статистика. Она говорит о том, что только в одной Английской премьер-лиге в сезоне 2023/2024 допущена 31 ошибка с VAR. Сильнее других пострадали «Ливерпуль», «Брайтон» и «Ноттингем Форрест»: против этих команд приняли по четыре неправильных решения.
В итоге некоторые страны задумались об отказе от VAR. Первой ласточкой стала Швеция. Глава местной футбольной федерации заявил, что подавляющее большинство клубов первой и второй лиг выступает против технологии. Отмена VAR во многом объясняется системой управления командами. Как и в Норвегии, они хотя бы наполовину принадлежат болельщикам — а те зачастую резко высказываются о технологии. А вот в Англии такое голосование провалилось, хотя на обсуждение его выносил уже упомянутый «Ноттингем».
ТЕПЕРЬ УМНЫМ СТАЛ ЕЩЁ И МЯЧ
Не одним VAR единым! Технологии пошли дальше на чемпионате Европы по футболу этого года. Теперь умным стал ещё и мяч! Назвали его Fussballliebe, с немецкого это переводится как «любовь к футболу». Мяч разработала компания Adidas, она же оснастила снаряд специальным чипом. Он позволяет 500 раз в секунду передавать точное положение мяча.
Данные получают судьи, работающие с системой видеопомощи арбитрам (VAR).
Работа чипа позволяет облегчает разбор моментов с попаданием мяча в руку, определяет точный момент соприкосновения, а также упрощает определение попадания футболиста в офсайд. И пока что Fussballliebe показывает себя с лучшей стороны.
Умные мячи есть не только в футболе. Мяч Wilson (помните фильм «Изгой»?) для баскетбола оснащён специальным датчиком. Он считывает дальность броска, скорость вращения мяча, ускорение и принятые пасы. Внутри встроен аккумулятор, которого хватает на 200 тысяч бросков. Все данные с мяча отображаются в мобильном приложении, в нём указана статистика. А доступ к ней, разумеется, платный.
А ещё на Евро была представлена обновлённая система полуавтоматического определения офсайда, которая уже использовалась на чемпионате мира в Катаре. Если два года назад для этой системы на каждой арене использовалось по десять камер, то в Германии число выросло до 12. С помощью ИИ они отслеживали 29 точек на теле каждого игрока и давали видеоарбитрам сигнал при попадании футболиста в положение «вне игры». Все эти изменения направлены на то, чтобы как можно меньше времени тратилось на изучение видеоповторов.
ЧТО НАС ЖДЁТ?
Очевидно, что технологии будут внедряться в спорт и дальше. Причём с точки зрения не только анализа игры или судейства, но и улучшения результатов. Так, спортивная форма Under Armour Mach 39 для конькобежцев из США разработана совместно с авиастроительной корпорацией Lockheed Martin. В её основе — 3D-модели, которые фиксируют позы спортсменов во время гонки. Затем на базе этих моделей создают одежду из стеклопластика и испытывают её в аэродинамической трубе. Такая форма снижает сопротивление воздуха и позволяет показывать лучшие результаты.
А ещё есть плавательный костюм LZR Racer от Speedo. Его вообще конструировали при участии спецов из НАСА. Он изготовлен из особой водоотталкивающей ткани, помогая двигаться в воде быстрее и манёвреннее. Костюмы были настолько хороши, что давали серьёзное преимущество, и их в итоге запретили.
Возможно, поэтому в ВАДА и спортивных федерациях всё чаще говорят о «технологическом допинге». Под ним подразумевают приспособления, гаджеты и особенности экипировки, которые помогают спортсмену улучшить результат. Отдельным направлением в спорте может стать внедрение технологий в собственное тело. Кто знает, может, в скором времени на спортивных аренах планеты вместе с лёгкой и тяжёлой атлетикой будут проводиться и соревнования по кибератлетике?
Текст: Антон Ратников