Skip to main content

После встречи с тхэквондистом Улугбеком Рашитовым остаётся очень тёплое ощущение, как после беседы со старым добрым другом. Не всем удастся пообщаться с этим неординарным молодым человеком лично, поэтому я попробую обрисовать читателю его портрет (постараюсь быть объективной, хотя, признаюсь, им трудно не очароваться). Высокий и обаятельный юноша с яркой внешностью и очень приятным тембром голоса. В общении простой, открытый, весёлый и эмоциональный. Если он когда-нибудь решит оставить спорт, то смело может попробовать себя в кино.

Вместе с тем, если внимательно приглядеться к спортсмену, станет понятно, что в 21 год он неспроста добился больших успехов. На его пути было столько сложностей и препятствий, сколько пережил не каждый взрослый мужчина. Наверное, отсюда его простота и непринуждённость, за которыми скрывается сильный характер и несгибаемая воля.

О победе над кумиром детства, олимпийском золоте, экстремальном похудении и трогательной мотивации читайте в интервью 7MEN.

Начнём с банального: почему тхэквондо? В Узбекистане традиционно популярны силовые виды спорта, но больше на слуху бокс, MMA. Собственно, то, что Вы первый олимпийский чемпион в этом виде спорта,— тому доказательство.

Любовь к тхэквондо зародилась в раннем детстве. Отец часто включал мне фильмы с Брюсом Ли, и я хорошенько на них подсел. Никому не давал покоя, пока мне не включат моего кумира. У меня была очень хорошая растяжка и гибкость. Я повторял все движения, представлял себя на его месте, и папа понял, что пора отдавать меня в спорт. Когда я первый раз встретился с тренером, он был уверен, что я уже где-то занимался, настолько хорошо повторял трюки из фильмов. Так что приняли меня сразу, увидели во мне высокий потенциал. Мне было всего шесть, когда я пришёл в спорт.

Вы говорите, что равнялись на Брюса Ли, но ведь он— актёр, а не реальный спортсмен.

Да, поэтому, когда мне было десять лет, у меня появился новый кумир — спортсмен из Южной Корей Ли Дай Хун. Я смотрел все его бои и выступления на YouTube, мечтал встретиться с ним в реальной жизни, чтобы хотя бы сфотографироваться вместе. Это, несмотря на то, что мне совершенно не свойственно фанатеть и я с улыбкой реагировал на желания моих сверстников сделать кадр с какой-то звездой. Я всегда говорил: «Настанет время, когда они сами захотят сфотографироваться со мной» (смеётся).

Тхэквондист Улугбек Рашитов: «Моя главная мотивация – радость моих родителей», 7men.uz

■ Расскажите о своей поездке на Олимпиаду.

Я много тренировался и долго готовился к играм. В 2018 году стал призёром юношеских Олимпийских игр. До меня ещё никто и никогда из узбеков (среди мальчиков) не получал такую награду. Я тогда выступал в категории «до 48 кг» и поднимался высоко в международном рейтинге. Но тренер сказал, что нужно готовиться к взрослой категории — 58–60 кг. Я тогда очень сомневался: мне было всего 16 лет. Думал, ещё маленький, чтобы выступать со взрослыми. Так или иначе, к 2019 году мой вес достиг 58 кг, и в этой категории я одерживал победы, выигрывая у многолетних лидеров и многократных чемпионов.

■ Потом Вы поехали в Японию.

Подготовка к Олимпиаде шла очень долго, поскольку из-за пандемии коронавируса её перенесли с 2020 года на 2021-й. В тот момент я весил больше 75 кг, но нужно было согнать до 58 кг, чтобы попасть в свою категорию. Я за сутки сбрасывал по пять килограммов. Представляете?

■ Это невозможно!

Возможно, если знать как. Иногда действительно бывало, что за сутки мы скидывали или набирали до пяти килограммов. Уходит вся жидкость из организма, но это совершенно нездоровая ситуация, не стоит такое повторять. Колоссальная нагрузка на сердце. Это слишком экстремально. Тем не менее я пошёл по этому пути, стал усиленно снижать вес. Последствия такого режима были серьёзные, и именно они определили мою дальнейшую судьбу.

«Отец часто включал мне фильмы с Брюсом Ли, и я хорошенько на них подсел. Никому не давал покоя, пока мне не включат моего кумира».

■ Не понимаю, почему необходимо было ехать в весе до 58 кг? Какая разница?

Для спортсменов это крайне важно, поскольку от этого зависит их категория и рейтинг побед. Меня хотели отправить в весовую категорию до 58 кг, поскольку в ней я уже выступал, и все считали, что у меня есть большие шансы на победу. У нас оставалось всего три дня до того момента, когда Узбекистан должен был отправить заявку на участие. Было необходимо определить, какой спортсмен будет выступать в каждой категории. После тяжёлой тренировки я вернулся домой и потерял сознание, настолько организм был истощён. Отец тогда сказал, что не позволит мне участвовать в соревнованиях, потому что для него главное, чтобы его сын был здоров, он не мог видеть, как я страдаю. Мама также очень переживала. Однако я заверил их, что смогу справиться, что сброшу вес до необходимого и поеду выступать на Олимпиаде.

Тхэквондист Улугбек Рашитов: «Моя главная мотивация – радость моих родителей», 7men.uzКатегория до 68 кг считается наиболее сильной, в ней соревнуются самые именитые спортсмены. У меня на тот момент не было опыта выступлений в этой категории, поэтому, честно говоря, шансов было мало. Никто, кроме моей федерации, моего тренера и Отабека Мухаммадалиевича (Отабек Умаров — вицепрезидент Олимпийского совета Азии. — Прим. ред.) в меня не верил. Он узнал, что по весу я подхожу для участия в категории до 68 кг и, веря в мой талант, под свою личную ответственность включил меня туда. Тогда и сейчас я очень благодарен за эту помощь. В тот сложный для меня момент я получил поддержку, на которую просто не рассчитывал.

Я не мог подвести тех, кто поверил в меня. Пообещал себе, что сделаю всё возможное и невозможное, чтобы принести стране олимпийское золото.

«Никто, кроме моей федерации, моего тренера и Отабека Мухаммадалиевича в меня не верил. Он узнал, что по весу я подхожу для участия в категории до 68 кг и, веря в мой талант, под свою личную ответственность включил меня туда».

■ Вы с детства хотели попасть на Олимпиаду?

Именно так. Один из моих родственников предсказал мне ещё в 2009 году, что я в 2020-м стану чемпионом. Я тогда даже не имел понятия, что такое Олимпиада, но он каждый год напоминал мне, что меня ждёт олимпийское золото. Очень жаль, что сам он этого не увидел: умер за два года до Олимпиады; но я на всю жизнь запомню, что моя победа была предсказана ещё в далёком детстве.

Знаете, я человек простой, но если чего-то захочу, то обязательно достигну своей цели, несмотря ни на что. Главное — не терять лицо и быть достойным человеком.

■ Значит, Вы поставили перед собой цель победить на Олимпиаде?

Да. Этот кореец Ли Дай Хун, который на протяжении нескольких лет являлся моим кумиром, на всех Олимпиадах был номером один. Моя история оказалась с ним связана. Итак, начались отборы на Олимпиаду в Токио, и в январе стартовали сборы. Олимпиада была летом, а зимой мы начали тренироваться. Мой вес оказался 75 кг, а вся надежда была на то, что я выступлю в категории до 58 кг. Я сказал тренеру, что вешу 68 кг, — и тогда он меня ужасно отругал.

Тхэквондист Улугбек Рашитов: «Моя главная мотивация – радость моих родителей», 7men.uz

Мы начали подготовку. Чтобы попасть на Олимпийские игры, нужно пройти лицензионный турнир среди спортсменов Азии. Только два финалиста попадают на Олимпиаду. Узбекистан должен за 20–30 дней отправить заявку с именем участников. В нашем виде спорта есть четыре весовые категории среди мальчиков и девочек — и полететь могут только два мальчика и две девочки. У нас есть спортсмен — Никита Рафалович — мастер спорта Республики Узбекистан международного класса. На тот момент он входил в топ-5 лучших спортсменов по рейтингу, поэтому автоматически попадал на Олимпиаду. Получается, осталось только одно место, а претендентов очень много. Но я смог пройти отбор.

■ И как дальше развивались события?

В итоге у меня получилось сбросить вес до 62 кг. Оставалось два дня. Я приехал домой и потерял сознание, потому что у меня было сильное истощение. Родители, увидев меня, испугались. Папа тогда сказал, что я не должен ехать на Олимпиаду, но я ему ответил: «Как же я не поеду? Столько труда было вложено. Я всю жизнь шёл к этой цели, я не могу просто так всё оставить».

Тогда тренер решил, что я поеду соревноваться в категории 68 кг, потому что если скину до 58 кг, то у меня может попросту не хватить сил на бой, так я буду истощён. Помните, всего есть четыре категории: 58 кг, 68 кг, 80 кг и более 80 кг. Можно сказать, что 68 кг — это одна из самых тяжёлых категорий, и как раз в ней выступал тот кореец, мой кумир, Ли Дай Хун.

Согласно правилам жеребьёвки, самый сильный сначала дерётся с самым слабым. А я никогда не был в категории 68 кг, поэтому у меня нет рейтинга и я считаюсь слабым, а Ли Дай Хун самым сильным, он был на первом месте. И получилось, что меня поставили с моим кумиром. И все понимали, что меня ждёт поражение.

■ Ничего себе! Как вы отреагировали?

С нами работал тренер из Кореи, его позвали в 2018 году, чтобы готовил нас к Олимпийским играм. Я получил лицензию и уже должен был поехать на сборы, но, к сожалению, тренер скончался. Однако прежде он успел мне сказать, что Ли Дай Хун очень сильный соперник и, чтобы сравняться с ним, я должен в тысячу раз больше тренироваться.

Тхэквондист Улугбек Рашитов: «Моя главная мотивация – радость моих родителей», 7men.uzМы прилетели на Олимпийские игры. У меня был дядя, тогда ему было 68 лет, и он очень хотел, чтобы я выиграл. И вот я лежал у себя в комнате, оставалось четыре дня до боя, и я неожиданно узнаю, что мой дядя умер.

■ Какое горе!

Да. Я спрятался в туалете и плакал. Мне было не до соревнований. Я понимал, что за всю историю тхэквондо у сборной Узбекистана не было даже бронзы, ещё и весовая категория поменялась. Весь этот стресс неожиданно накатил на меня. Всё очень давило. Но я взял себя в руки и сказал, что буду драться ради дяди.

■ Как всё прошло?

В день соревнований я сидел рядом с Ли Дай Хуном и думал, что каких-то десять лет назад мечтал с ним сфотографироваться и смотрел все его бои на видео. А теперь я буду против него драться. Жизнь — удивительная штука.

И вот начался бой с человеком, который был моим кумиром. Сначала я ему проигрывал с большим разрывом. Но я и не думал сдаваться, потому что если я тут, на Олимпиаде, то я тоже это заслужил. И я выиграл! А ведь у меня до этого даже медалей не было. Следующим моим соперником был иранец, он так обрадовался, что кореец проиграл, а вместо него выйдет какой-то неизвестный узбек.

Я, конечно, тогда сказал Ли Дай Хуну, что он мой кумир и так далее. Он ответил: «Надеюсь, ты возьмёшь золото». А мне уже было всё равно, пусть хоть пятикратный чемпион выйдет против меня, ведь я выиграл у корейца — выиграю и у остальных. Но после боя с корейцем я получил травму, потянул мышцы на ноге и не мог ходить. А у нас до следующего боя перерыв всего два часа.

«Тренер настоял на том, чтобы я начал сгонять вес до 58 кг. И я за сутки сбрасывал по пять килограммов».

■ Ничего себе. И Вы в итоге всех победили?

Да. Но я не понимал, что происходит, даже когда получил золото. Если вы посмотрите видео, где я получаю медаль, то заметите, что у меня лицо ужасно потерянное. Мы отметили победу, вернулись домой. Я просыпаюсь — и рядом со мной сидит тренер. Он спрашивает: «Что ты сделал?» А я был настолько удивлён, что попросил его ущипнуть меня, потому что до сих пор не верил в происходящее.

Тхэквондист Улугбек Рашитов: «Моя главная мотивация – радость моих родителей», 7men.uz■ Удивительная история. Вы единственный спортсмен в семье?

Профессиональный — да. Мой папа занимался боксом, но как любитель.

■ Ваш папа силовик, если я не ошибаюсь?

Да, он был начальником уголовного розыска, у него очень закалённый характер, который, должно быть, перешёл и мне.

■ Отец не хотел, чтобы Вы пошли по его стопам?

Трудно сказать. Он в детстве часто брал меня с собой по делам. Однажды произошла интересная история, я был тогда маленьким, но воспоминания до сих пор очень яркие.

У папы было своё кафе, и там проходил корпоратив. Все отдыхали. У него в машине лежали деньги, а ключи от неё были на столе. И тут он мне говорит: «Иди возьми ключи от машины, а я пойду спать». В итоге я не смог найти ключи. Сидел и ждал, пока кто-нибудь откроет. И глубокой ночью, часа в три, кто-то пытается открыть дверь папиной машины. Тогда у меня была игрушка с собой, чёрный пистолет, но очень похожий на настоящий, как у папы, ведь ему положено было носить с собой оружие. Я достал этот пистолет, побежал за вором и наставил на него. Кричал, что сейчас выстрелю. Вор испугался и убежал. Я рассказал папе, а он не поверил.

■ Вы с детства герой! Как планируете развиваться дальше?

Планов много, но если говорить не о спорте, то конечно, пора выстраивать свою семейную жизнь.

■ О как! Завидный холостяк решил жениться? Нашли ту, с кем планируете разделить жизнь?

Пока рано об этом говорить. Я никого не искал, мне кажется, что это излишне. Нужный человек появляется внезапно; возможно, он уже ходит где-то поблизости. Не будем загадывать.

Тхэквондист Улугбек Рашитов: «Моя главная мотивация – радость моих родителей», 7men.uz

В Узбекистане личную жизнь детям устраивают родители. Вам ещё никого не сватают?

В своей семье я всё-таки имею право голоса, и этот голос всегда учитывается. Я считаю, что жениться нужно на той, которая нравится тебе, к которой лежит душа, потому что всё же вам придётся вместе жить, а не родителям. Так что в этом вопросе на меня никто не давит.

■ Спорт занимает бОльшую часть Вашей жизни, останется ли время на семью?

Конечно, я сумею всё сочетать. Тем более что спорт — это не вечно, буду выступать, пока молодой. А настоящая любовь всё перетерпит, особенно если знаешь, ради чего стараешься.

■ Думаю, если решите завязать со спортом, Вам нужно стать актёром. У Вас столько энергии и эмоций. Мне кажется, Вам пойдёт.

Я не всегда такой эмоциональный — зависит от настроения. Иногда в жизни может что-то не получаться, но на то это и жизнь, она не должна быть простой. Я уверен: всё, что ни делается, к лучшему.

Тхэквондист Улугбек Рашитов: «Моя главная мотивация – радость моих родителей», 7men.uz■ Что заставляет Вас двигаться дальше в спорте?

Моя главная мотивация — радость моих родителей. Я прихожу домой и вижу слёзы радости мамы, отца. Они счастливы, что я добиваюсь успехов. Мои родители мной гордятся, и для меня это значимее, чем деньги, квартира и любые другие богатства.