Skip to main content

Немного истории

Уже в начале XX века автомобильные гонки, участники которых ехали из одного города в другой, стали довольно популярными. Но при этом ещё не существовало правил, регулирующих безопасность и честную конкуренцию. Автомобильный клуб Франции объединился с 12 клубами со всего мира, чтобы сформировать Международную ассоциацию автомобильных клубов Reconnus.

Это был прямой предшественник Международной автомобильной федерации (FIA), которая сегодня является руководящим органом международного автоспорта, от картинга до Формулы-1. Она была основана в 1904 году, со штаб-квартирами в Париже и Женеве. В её состав входят более 245 клубов, ассоциаций и федераций из 147 стран, представляющих более 80 миллионов автомобилистов по всему миру. Под эгидой FIA проводятся Чемпионат мира, Кубок Европы, Африканский Чемпионат по ралли, Чемпионат Среднего Востока, Азиатско- Тихоокеанский чемпионат и другие виды соревнований.

Опасный поворот: кубок Узбекистана по ралли в Наманганской области, 7men.uz

В Узбекистане соревнования по автоспорту проходят под эгидой Национальной Федерации Автоспорта и Картинга Узбекистана (NAFKU), которая с 2019 года является официальным единственным признанным в нашей стране полноправным членом FIA.

Автоспорт в Узбекистане

NAFKU ежегодно проводят соревнования по таким дисциплинам как картинг, автослалом, картинг-слалом, ралли, дрифт. Наши спортсмены, в свою очередь, участвуют в международных соревнованиях. В прошлом году Ясмина Эгамбердиева завоевала серебренную медаль по дисциплине картинг-слалом на Asia Pasific Games 2023.

Узбекистан впервые в истории принял участие на Чемпионате мира по картингу в классе OK-N, который прошёл с 12 по 15 сентября этого года в Великобритании. Кроме того, NAFKU активно подготовил национальную сборную для участия в FIA Motorsport Games 2024, которую ещё называют Олимпиадой автоспорта — она состоится в октябре в Валенсии, Испания.

Опасный поворот: кубок Узбекистана по ралли в Наманганской области, 7men.uz

Опасный поворот: кубок Узбекистана по ралли в Наманганской области, 7men.uz

Что такое ралли

Ралли — это вид автоспорта, который совмещает высокие скорости и экстремальные условия, где гонщики соревнуются на различных типах дорог, часто на длинных дистанциях. В отличие от трековых гонок, ралли проходят как на закрытых трассах, так и на общественных дорогах, которые могут включать гравий, асфальт, снег и даже лёд.

Гонщики преодолевают спецучастки, где скорость и контроль автомобиля играют ключевую роль, а также связывающие участки, где важна точность в навигации и соблюдении расписания. Важным элементом ралли является взаимодействие водителя и штурмана, который диктует маршрут и особенности дороги.

Главное отличие ралли от других видов автоспорта, таких как Формула-1 или кольцевые гонки, заключается в непредсказуемости и разнообразии трасс. Если в трековых гонках трасса одинакова для всех участников и условия остаются неизменными на протяжении заездов, то в ралли трассы могут меняться даже в ходе одного этапа.

Каждый раллийный этап уникален, и каждый километр дороги может таить новые трудности, от резких поворотов до неожиданных препятствий. Это делает ралли не только физически, но и ментально сложным видом спорта, где гонщики должны проявлять максимальную концентрацию и адаптироваться к переменчивым условиям.

Уже к 1920-м годам проводились регулярные международные соревнования по ралли. Впоследствии они превратились в официальный вид автоспорта, со своими правилами и форматами, а в 1973 году был проведён первый чемпионата мира.

Опасный поворот: кубок Узбекистана по ралли в Наманганской области, 7men.uz

Опасный поворот: кубок Узбекистана по ралли в Наманганской области, 7men.uz

Опасный поворот: кубок Узбекистана по ралли в Наманганской области, 7men.uz

Кубок Узбекистана по Ралли 2024

Перевал Камчик в Папском районе Наманганской области стали ареной для зрелищного автоспортивного события — Кубка Республики Узбекистан по ралли, который проходил 17–18 августа.

В первый день соревнований прошёл технический смотр автомобилей, после чего гонщики ознакомились с трассой. А на следующий день стартовала сама гонка, в которой приняли участие пять экипажей, соревновавшихся в классах ралли А8-1600Н и А9-2000Н (для автомобилей класса А в ралли разрешены радикальные конструктивные изменения, однако внешне, в общих чертах он должен совпадать с базовой серийной машиной. — Прим. ред.). Погодные условия внесли свои коррективы: начавшийся дождь добавил элемент экстрима и зрелищности в соревнования. Атмосфера на гонках была поистине захватывающей.

Не обошлось и без инцидентов. Экипаж под N°16, уверенно лидировавший в классе А8-1600Н на протяжении всей дистанции, допустил ошибку на последнем километре специального скоростного участка, где водители развивают максимальную скорость, — и вылетел с мокрого дорожного полотна, не сумев вписаться в поворот. Тем не менее, проявив упорство, экипаж выправил ситуацию и доехал своим ходом до финиша.

Впервые в Центральной Азии на прошедшем Кубке была применена электронная телеметрия, предоставленная индийскими коллегами. Эта система обеспечивает быструю и точную передачу данных о пройденном времени, а также автоматически отправляет результаты в приложение Chrono Pulse, что позволяет безошибочно просматривать итоги гонок.

Вечером 18 августа Национальная федерация автоспорта и картинга Узбекистана совместно с Хокимиятом Папского района Наманганской области провела торжественную церемонию награждения победителей.

Гонка стала настоящим праздником скорости, где участники демонстрировали свою ловкость, умение управлять автомобилем на сложных участках трассы и бороться за звание лучшего ралли-пилота Узбекистана.

Опасный поворот: кубок Узбекистана по ралли в Наманганской области, 7men.uz

Опасный поворот: кубок Узбекистана по ралли в Наманганской области, 7men.uz

Опасный поворот: кубок Узбекистана по ралли в Наманганской области, 7men.uz

Победители Кубка Республики Узбекистан по ралли 2024
Класс А8-1600НКласс А9-2000Н
 

1 место

Экипаж 88 (Spark)

Пилот Ибрагим Курсун

Штурман Аскарбай Назаров

 

2 место

Экипаж 16 (Nexia 2)

Пилот Евгений Ким

Штурман Джамолиддин Мирхасилов

 

1 место

Экипаж 4 (Vaz 2108)

Пилот Рауф Гасанов

Штурман Борис Конюхов

 

2 место

Экипаж 8 (Vaz 2108)

Пилот Олим Акмалжон

Штурман Парис Мохаммед Асеф

 

3 место

Экипаж 5 (Vaz 2108)

Пилот Дильшод Юсупов

Штурман Отамуроджон Собиров

 

 

Фото: Шерзод Убайдуллаев