Как эмоциональный интеллект помогает в жизни
В 1995 году американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман выпустил книгу «Эмоциональный интеллект». В ней автор выдвинул теорию о том, что образование и IQ важны для карьерного продвижения меньше, чем так называемый эмоциональный интеллект. Более того, Гоулман объявил, что лидерские способности напрямую связаны с умением коммуницировать, а значит, врождённые привилегии, выраженные в деньгах, образовании и связях, могут отступить на второй план. Книга Гоулмана стала бестселлером в короткие сроки.
Как появилась концепция эмоционального интеллекта?
На самом деле концепция Гоулмана не нова. Ещё в начале 1990-х учёные Питер Саловей и Джон Майер опубликовали одноимённую статью «Emotional Intelligence» в небольшом научном журнале, где обосновали разницу между разными видами интеллекта — так называемым общим аналитическим, социальным и эмоциональным.
Понятия социального и эмоционального интеллекта часто сближаются, но исследователи полагают, что между ними есть существенная разница. Эмоциональный интеллект направлен на настоящее, то есть на способность различать свои и чужие эмоции здесь и сейчас. А социальный связан с прогнозированием, то есть умением определить, как эмоциональная составляющая повлияет на последующую коммуникацию. Но логично, что без осознания эмоций в настоящем представлять дальнейшие связи и реакции практически невозможно.
Тезис Саловея и Майера заключался в том, что, понимая собственные чувства, управлять собой и достигать успехов гораздо легче. Учёные поставили занимательный киноэксперимент. Они показывали группе людей грустные фильмы, анализируя их реакцию на кино и скорость, с которой те отойдут от печальных впечатлений. Испытуемые, сумевшие уверенно определить собственные эмоции, быстрее «пришли в себя», чем те, кто не мог описать свои чувства. То есть человек, который умеет работать с чувствами, быстрее адаптируется к окружающей действительности.
Ещё интереснее была теория множественного интеллекта, выдвинутая учёным Говардом Гарднером, который в 1983 году выделил сразу восемь различных форм интеллекта, включая, например, лингвистический, телесный и музыкальный. А в 1988 году израильский психолог Рувен Бар-Он ввёл понятие «эмоциональный коэффициент интеллекта» (EQ) — по аналогии с традиционным коэффициентом интеллекта (IQ).
Как устроен эмоциональный интеллект
Психологи и исследователи в основном сходятся во мнении, что эмоциональному интеллекту свойственно несколько составляющих:
- осознание эмоций;
- понимание и сочувствие эмоциям окружающих;
- выражение эмоций;
- управление эмоциями.
Кажется, что этими способностями все мы в той или иной степени обладаем, однако есть эксперименты, которые показывают, что мы часто ошибочно интерпретируем эмоции других людей в зависимости от контекста и стереотипов.
После одного из самых известных таких экспериментов появился термин «эффект Кулешова». Советский кинорежиссёр Лев Кулешов пытался проверить, насколько монтаж влияет на восприятие актёрской игры, и собрал три группы зрителей. Сначала они увидели крупный план актёра Ивана Мозжухина с нейтральным выражением лица.
Но следующий кадр людям показывали разный. Первой группе — ребёнка в гробу, второй — тарелку горячего супа, третьей — молодую девушку на диване. Конечно же, испытуемые увидели разные эмоции — печаль, голод и очарование, а затея Кулешова показала, что часто мы можем приписывать людям определённые состояния, исходя только из контекста.
Характеристики эмоционального интеллекта
Израильский психолог Рувен Бар-Он, которого мы уже упоминали, разделил эмоциональный интеллект на довольно доходчивые характеристики. Зная их, можно понять, в чём ваши слабые стороны, и прокачивать EQ.
Самоуважение. Способность осознавать свою ценность как личности, понимать и принимать собственные возможности и ограничения.
Осознанность. Правильная идентификация причин появления тех или иных эмоций в конкретный момент времени.
Самовыражение. Способность чётко и корректно выражать чувства, понимая свою ответственность за собственное поведение.
Независимость. Отделение себя от общего эмоционального фона людей вокруг.
Эмпатия. Способность эффективно и оперативно различать эмоции других.
Социальная ответственность. Способность конструктивно взаимодействовать с представителями социальных групп.
Межличностные отношения. Общение через вербальные и невербальные средства коммуникации, чтобы достигать нужных целей.
Стрессоустойчивость. Способность сохранять психоэмоциональную стабильность в условиях негатива.
Контроль импульсов. Способность эмоционального контроля, в том числе не совершать действия, о которых потом пожалеешь.
Оценка действительности. Способность критической оценки своих отношений с окружающими.
Гибкость. Умение эмоционально адаптироваться, когда внешняя среда меняется.
Решение задач. Способность определять и приоритизировать жизненные задачи.
Самоактуализация. Умение формулировать адекватные жизненные цели, которые не противоречат возможностям человека.
Оптимизм. Способность сохранять положительное психоэмоциональное состояние.
Счастье. Умение чувствовать и осознавать удовлетворённость от текущего положения в жизни.
Мифы об эмоциональном интеллекте
Эмоциональный интеллект = эмоциональность
Развитый эмоциональный интеллект — это история не про влияние на собеседника или навязывание эмоций. Напротив, человек, который умеет взаимодействовать с чувствами другого, менее склонен к агрессивным манипуляциям и умеет контролировать своё поведение.
Эмоциональный интеллект = постоянная радость
Умение понимать чувства не значит изменение их как по взмаху волшебной палочки. Напротив, попытки давить в себе негатив чаще приводят к эмоциональным взрывам и перегрузкам.\
EQ важнее IQ
EQ и IQ — разные типы интеллекта. Их противопоставляют во многом потому, что в обществе долгое время превалировал коэффициент IQ как показатель успеха. Но в конце ХХ века исследователи обнаружили, что не все люди с высоким IQ способны занимать руководящие должности: у них есть потолок возможностей. И появился интересный нарратив о том, что общий интеллект не важен. За эту идею и ухватились разного рода популяризаторы.
Эмоциональный интеллект не развивается, это врождённое качество
Умение осознавать эмоции воспитывается с детства, и те люди, в семьях которых проявление чувств не поощрялось, конечно же, имеют проблемы в этой области. Но учиться понимать себя и других вполне могут и взрослые — более того, это позитивно сказывается на их жизни. Существуют даже специальные схемы для определения эмоций. Например, колесо эмоций Роберта Плутчика, где восемь основных эмоций размещены на схеме, похожей на восьмилепестковый цветок. Каждый из них показывает, как от физиологического проявления мы переходим к социальному. Можно брать эту иллюстрацию и с помощью неё обозначать своё состояние.
Как развить эмоциональный интеллект
Как развить эмоциональный интеллект
В мировой практике эмоциональный интеллект постепенно вводят в академическое образование в рамках так называемых SEL-программ. Social and Emotional Learning — это возможность одновременно поговорить о своих эмоциях в эдаком психологическом ключе и попытка придать чувственному словесную форму.
На таких социальных занятиях дискутируют и облекают эмоции в арт-практики. Развитие эмоционального интеллекта во многом связано с умением притормозить в стремительных буднях и отрефлексировать самочувствие, поэтому и способы развития EQ связаны с осмыслением своего существования.
Способ 1. Осознать, что вы делаете в данный момент
Осознавать, конечно, стоит не физическое расположение своего тела в пространстве, а психологическое состояние. Иногда важно остановить даже самую кипучую деятельность, чтобы ответить на несколько важных вопросов: «зачем я это делаю?», «какие возможности эта деятельность принесёт мне в будущем?», «какие чувства это занятие у меня вызывает?». Если периодически задаваться такими вопросами, можно обнаружить массу интересного.
Способ 2. Направлять эмоции в нужную сторону
«Плохих» и «хороших» чувств не бывает: просто иногда эмоции принимают разрушительную концентрацию. Например, порицаемый в обществе гнев на самом деле нормален: это естественная человеческая реакция на раздражители и возможность отстоять границы. Но если его слишком долго сдерживать, можно получить эмоциональный срыв или даже психосоматическое заболевание. Однако можно научиться выплёскивать негативные эмоции иначе, допустим, через тело — записаться на бокс или другие виды единоборства.
Способ 3. Учиться мотивации
Многие считают, что для результата необходимы вдохновение или врождённая мотивация, но на деле вы можете находить их сами. Когда нужно мотивировать себя на некую деятельность, можно начать поступательно выполнять хоть какие-то малые задачи, возможно, совершать тестовые, черновые попытки, которые зарядят на последующую работу. И рефлексировать по поводу своих ошибок, сильных и слабых сторон.
Способ 4. Замечать эмоции окружающих
Развитие эмоционального интеллекта важно в первую очередь для здоровых отношений с людьми, и это невозможно без признания того, что эмоциональные потребности другого могут отличаться от ваших, и уважения этих потребностей. Чаще всего сочувствие другому помогает и понять себя и укрепить дружбу.
Способ 5. Наполняйте свою жизнь ценностями
А ещё очень важно искренне ответить на вопрос, зачем вы прокачиваете эмоциональный интеллект. К примеру, если руководители и менеджеры видят в EQ исключительно повышение прибыли и без конца читают книжки, чтобы использовать ресурсы сотрудников по максимуму, это не об эмоциональном интеллекте. Рано или поздно меркантильность подобной прокачки вскроется в поступках. Можно вернуться к первому совету и попытаться осознать, какая эмоция на самом деле скрывается в необходимости бизнес-гонок, это лучше скажется и на мотивации, и на эмоциональном интеллекте.