В ходе исследования здоровых добровольцев исследователи Национального института здравоохранения (США) обнаружили, что мозг лучше закрепляет воспоминания о новых навыках, которые мы практиковали всего несколько секунд назад, если немного отдохнуть. «Все думают, что нужно практиковаться, практиковаться, практиковаться, когда мы изучаем что-то новое. Мы же обнаружили, что отдых, короткий и частый, может быть столь же важен для обучения, как и практика», — говорит Леонардо Дж. Коэн, доктор медицины, старший научный сотрудник Национального института неврологических расстройств и инсульта NIH
(США) и автор статьи, опубликованной в журнале Current Biology.
Учёные изучили мозговые волны, которые регистрировались у добровольцев-правшей с помощью высокочувствительного метода сканирования — магнитоэнцефалографии. Испытуемые сидели лицом к экрану компьютера, им показывали серию цифр на экране
и просили набрать их как можно больше раз левой рукой в течение 10 секунд, затем они делали десятисекундный перерыв, а потом повторяли цикл упражнений и отдыха ещё 35 раз.
Как и ожидалось, скорость, с которой добровольцы правильно набирали цифры, значительно улучшилась в течение первых нескольких испытаний, а затем выровнялась примерно к 11-му кругу. Когда учёные посмотрели на мозговые волны добровольцев, они заметили кое-что интересное. «Мозговые волны участников менялись гораздо сильнее в периоды отдыха, чем во время сеансов набора текста», — поделилась одна из участниц исследования доктор Бонструп. — Это натолкнуло меня на идею более внимательно посмотреть, когда на самом деле происходило обучение: во время практики или отдыха?»
Проанализировав данные, она и её коллеги сделали ключевой вывод. Производительность добровольцев улучшалась в основном во время коротких перерывов, а не во время набора текста. При этом улучшения, достигнутые во время периодов отдыха, суммировались с общими достижениями в тот день. Эти результаты были намного больше, чем те, которые наблюдались после того, как добровольцы возвращались на следующий день, чтобы повторить попытку. Значит, ранние перерывы играли такую же важную роль в обучении, как и сама практика.