Узбекский рынок будет развиваться быстрыми темпами — так считает топ-менеджер и гуру FMCG-бизнеса (Fast-Moving Consumer Goods) Пётр Демченков. C ним трудно не согласиться, ведь за его плечами богатый управленческий опыт в сфере дистрибуции товаров.
В настоящее время Пётр — независимый директор в Orient Group, председатель наблюдательного совета сети супермаркетов Makro и владелец инвестиционной компании. Впервые в Узбекистане он побывал десять лет назад и утверждает, что сейчас это совсем другая страна. В интервью редакции 7MEN герой номера расcказал о том, как начиналась его карьера, перечислил особенности местного рынка и объяснил, почему успешный бизнес начинается с уважения.
- Вы говорите, что впервые побывали в Ташкенте десять лет назад. Как изменился город за это время?
Сейчас Узбекистан — другая страна: бизнес развивается, привлекаются инвестиции, люди улыбаются. Помимо Chevrolet, на улицах появились другие автомобили (Смеётся). В целом впечатления от страны выше ожиданий. Мне приятно находиться в Ташкенте, понравилась поездка в Фергану.
- Как Вы оказались в Узбекистане и чем сейчас занимаетесь?
В 2023 году мне пришло предложение от Orient Group возглавить наблюдательный совет розничной сети Makro. Я согласился, поэтому теперь приезжаю в Узбекистан регулярно.
«Сегодня Узбекистан является одним из самых перспективных рынков Евразии. Я принял предложение войти в наблюдательный совет Makro с большим энтузиазмом, поскольку, приехав сюда, был поражён, насколько изменился этот рынок за прошедшие годы. Благодарен учредителям и менеджменту Orient Group за доверие и буду рад применить свои знания и опыт, полученные в разных странах, для достижения амбициозных целей, стоящих перед холдингом в целом и сетью супермаркетов Makro в частности» — такими словами Пётр Демченков прокомментировал своё назначение в феврале 2023 года.
- Есть ли какие-то особые покупательские привычки, присущие местному населению?
Любовь делать покупки на базаре (смеётся).
На сегодняшний день в Ташкенте функционируют 66 базаров, на которые приходится около 25% продуктового оборота. Однако в последние годы у появились серьёзные конкуренты — сетевые супермаркеты (по данным бюро Atlas).
- Высокая и ответстврынковенная должность. Расскажите, какие задачи, в первую очередь, стоят перед председателем набсовета целой сети супермаркетов?
Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь акционерам и менеджменту построить быстрорастущую, финансово стабильную компанию, которая будет лучшим выбором для наших покупателей, партнёров и инвесторов.
Сеть супермаркетов Makro — одна из крупнейших в Узбекистане. На сегодняшний день работают 64 магазина в Ташкенте и планируется открытие нескольких точек в обновлённом формате как в столице, так и за её пределами. За последний год у продуктовой сети сменилась команда управленцев, появился наблюдательный совет, куда вошли специалисты из различных компаний.
64 – магазинов
44000 – посетителей в день
1800 – рабочих мест.
- Что считаете самым сложным в Вашей работе?
Самое сложное — привлечь правильных людей как в советы директоров, так и в менеджмент.
- Будучи специалистом в этой области, как Вы считаете, чем отличается узбекский рынок ретейла от других?
Хочется сказать: «всем», ведь каждый рынок уникален. В отличие от большинства европейских торговых рынков, Узбекистану есть куда расти. Вместе с тем чувствуется нехватка квалифицированных специалистов, что является ограничением для быстрого роста сетевой торговли.
- Если сравнивать с Россией, то на каком этапе находится узбекский ретейл?
Я бы сказал, что разница в 20 лет. Однако это не означает, что розничному рынку Узбекистана потребуется два десятка лет, чтобы стать настолько же развитым и конкурентным, как рынок России.
- У Вас за спиной богатый опыт в сфере ретейла. Можно ли его применить на местном рынке в полном объёме или же есть стратегии, которые не подходят Узбекистану из-за его особенностей?
К сожалению, есть. Например, крупные ретейлеры в Узбекистане не продают табачные изделия и алкоголь. Поэтому нельзя использовать эти товарные категории для привлечения покупателей.
- Используете ли Вы чужой опыт в своей работе? Возможно, пытаетесь в Узбекистане повторить чей-то успех?
Мы разбираем десятки разных эффективных примеров. Выбираем из них то, что будет работать в Узбекистане.
- Если говорить о загранице, то какие сегодня в мире главные тренды и тенденции в индустрии ретейла?
Во-первых, главный тренд — это рост доли онлайн-продаж, из-за чего происходит уход с рынка гипермаркетов и увеличение количества частных марок торговых сетей.
Во-вторых, прослеживается тенденция использования искусственного интеллекта для повышения эффективности бизнеса. В-третьих, растёт интерес людей к здоровому питанию, а интерес компаний — к ответственному ведению бизнеса (ESG).
Не ошибается тот, кто ничего не делает, не берёт ответственность и не принимает никаких решений.
Без уважения нет взаимопонимания, а без понимания других людей невозможно строить бизнес.
ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) — это характеристики, которые компании внедряют в свои практики управления, чтобы решать экологические, социальные и корпоративные проблемы.
- Действительно, бизнес массово уходит в онлайн. Насколько онлайн-ретейл — эффективное направление?
Доля онлайн-продаж растёт стремительно, но пока в мире очень мало примеров, когда продажи свежих продуктов
питания рентабельны. Поэтому трудно говорить об эффективности этого направления.
- Как в мире меняются потребительские привычки?
Сейчас прослеживается увеличение спроса на готовую еду и здоровые продукты. Люди всё меньше времени хотят тратить на приготовление пищи, поэтому заказывают готовые блюда онлайн или покупают их с полок магазинов. Всё больше продаж осуществляется через так называемые экосистемы, которые строят как сами ретейлеры, так и IT-компании и даже банки.
- Как считаете, какое будущее ждёт узбекский рынок ретейла? Какие условия должны сложиться, чтобы базары отошли на второй план?
Думаю, узбекский рынок будет развиваться быстрыми темпами благодаря увеличению населения и росту конкуренции среди крупных игроков. Как показывает опыт, переключение покупателей с базаров на магазины происходит очень быстро при достижении сетевой торговлей определённой критической массы. Я имею в виду не только число магазинов, но и уровень цен, стабильное качество товаров и их постоянное наличие на полках.
- Ваш личный опыт в сфере выстраивания бизнеса огромен. Расскажите, как всё начиналось?
Я подрабатывал водителем, учась в университете. Потом стал торговым представителем, затем менеджером. Большое влияние на формирование моего управленческого стиля оказали годы работы в международной компании Procter &
Gamble. Так, шаг за шагом, дошёл до позиции генеральный директора российской компании «Алиди» и членства в советах директоров других крупных компаний.
Созданная в 1992 году компания «Алиди» была первым российским дистрибьютором Procter & Gamble. Заработав деньги на торговле продукцией P&G и Nestlé, владельцы бизнеса построили в 2005 году свой первый складской комплекс, а затем стали развивать логистические услуги.
- Расскажите о моментах, когда Вы особенно гордились собой и проделанной работой?
Я гордился не собой, а результатами работы своей команды. За 15 лет мы из относительно небольшой региональной компании «Алиди» построили одного из лидеров отрасли по дистрибуции товаров повседневного спроса на территории бывшего Советского Союза. Несмотря на глобальные финансовые кризисы и прочие факторы, бизнес — показатели компании выросли больше, чем в десять раз. Я благодарен всем, с кем мы прошли этот путь, с кем работал в то замечательное время. Некоторые из тех талантливых людей сейчас работают в Узбекистане — как в компаниях Orient Group, так и у наших конкурентов.
В 2013 году состоялась первая отгрузка товара в Кении, где «Алиди» начала представлять интересы компании Nestlé, отвечая за дистрибуцию на части территории страны. «Алиди» стала первой российской логистической и дистрибьюторской компанией, которая начала бизнес в Африке.
У многих людей есть чему поучиться, независимо от того, являются ли они твоими друзьями, коллегами или подчинёнными
- Как Вы относитесь к ошибкам в работе? Были ли и у Вас промахи? И удалось ли выйти из ситуации?
Безусловно, не ошибается тот, кто ничего не делает, не берёт ответственность и не принимает никаких решений. Скажем, ошибкой была попытка развивать бизнес в Кении. Мы переоценили рынок и недооценили культурные особенности местных сотрудников, синергия с нашим основным бизнесом была нулевая. Через три года нам пришлось закрыть бизнес. Потеряли деньги, но приобрели бесценный опыт.
- Какие привычки помогают Вам в работе?
Наверное, всё же не привычки, а, скорее, принципы. Я человек, ориентированный на развитие — развитие бизнеса, личностное
развитие. Считаю важным быть внимательным к людям: сотрудникам, покупателям, партнёрам. На мой взгляд, любой успешный бизнес начинается с уважения, без уважения нет взаимопонимания, а без понимания других людей невозможно строить бизнес.
Будь то создание уникального потребительского предложения или построение эффективных процессов в компании.
- Сейчас Вы живёте в Финляндии. Ведёте там бизнес?
Более десяти лет назад я основал небольшую инвестиционную компанию. Сейчас её интересы сосредоточены в сфере управления недвижимостью и производства продуктов для людей, ведущих активный образ жизни. Есть и другие идеи, которые пока рано раскрывать.
- А как проводите свободное от работы время? Есть ли у Вас какие-то увлечения?
Я совершенствую знание английского и финского языков. Стараюсь уделять время физической активности: беговые
лыжи — зимой, яхта и велосипед — летом, бадминтон — круглый год. Мы с женой любим путешествовать на машине. Из кресла самолёта трудно открыть для себя новую страну. Помогаю найти дорогу в жизни своим детям.
- По какому принципу Вы формируете своё окружение?
Не могу сказать, что формирую его специально. Я открытый человек, рад новым контактам и знакомствам. У многих людей есть чему поучиться, независимо от того, являются ли они твоими друзьями, коллегами или подчинёнными.
- Что для Вас показатель успешности человека?
Отвечу словами британского музыканта Стинга, чьё творчество очень люблю. В одном из интервью на вопрос о своих главных успехах он ответил, что больше всего гордится успехами своих детей, а сам всего лишь известный музыкант, который поддерживает себя в хорошей спортивной форме.