Skip to main content

Бандитская сага, тинейджерская ретрофантастика и однокадровый экшен: фильмы и сериалы, оставшиеся в тени «Оппенгеймера»

Мировую кассу практически целый месяц делили два прокатных хита — дорогущий научпоп о ядерной бомбе «Оппенгеймер» и авантюрный ромком «Барби» о похождениях эмансипированной куклы. Но это не единственные новинки последнего времени: онлайн вышли новые фильмы Стивена Содерберга и Уэса Андерсона, а также второй «Тайлер Рейк», написанный фронтменами Marvel Энтони и Джо Руссо. Рассказываем подробнее о каждой из этих новинок.

«Город астероидов» (реж. Уэс Андерсон, 2023)

1955 год. Астероид-Сити, затерянный в песках американского Юга, организует конвент юных звездочётов. В нём участвуют чудо-дети, придумавшие протонные бластеры, голограммные трансмиттеры и прочие дивные редкости. Вдруг в разгар конференции перед гостями высаживаются лупоглазые гуманоиды — они хватают обломок старинного метеорита и улетают восвояси.

Местный царёк в погонах, оправившись от шока, тут же объявляет информационную блокаду и закрывает город на карантин. Но всё это понарошку, не на самом деле: «Город астероидов» — телеспектакль внутри фильма, и перед зрителями, помимо основного сюжета, ещё раскрывается театральное закулисье, где прямо на ходу рождается, осмысляется и переписывается история Астероид-Сити.

В тени «Оппенгеймера». Интересные киноновинки этого лета, 7men.uz

Кадр из к/ф «Город астероидов»

После «Французского вестника», где главный кукольник Голливуда Уэс Андерсон разогнался до неприличных скоростей, режиссер всё-таки сбавил сюжетный темп. И это однозначный плюс: если в предыдущем фильме переживания и мысли пробалтывались скороговоркой, то теперь, наконец, появились интервалы для горькой паузы, обмена взглядами, разговора по душам.

В тени «Оппенгеймера». Интересные киноновинки этого лета, 7men.uz

Кадр из к/ф «Город астероидов»

Но смена ритма, как ни странно, не дала какого-то ощутимого эффекта. Нежные сантименты, которыми славится поп-классика вроде «Академии Рашмор» или «Королевства полной луны», опять остались где-то за кадром. К привычным манерностям стиля (геометрия кадра, пастельные тона, полиэкраны, фронтальный взгляд камеры) прибавилась ещё матрёшечная композиция (так называемый mise en abyme), но она не вносит какого-то формального радикализма. В сухом остатке, помимо старых трафаретов, есть ещё суперзвёздный каст (Том Хэнкс, Скарлетт Йоханссон, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо и ещё с десяток A-листеров), а также две-три наивные метафоры о вселенском одиночестве отдельно взятого человека. «Город астероидов» — это, безусловно, драма, но драма режиссёра, который бесповоротно стал заложником собственного образа и разучился писать истории другим почерком.

«Замкнутый круг» (реж. Стивен Содерберг, 2023)

На злых улицах нью-йоркского Куинса бесчинствуют южноамериканские нелегалы. Они страхуют бездомных бродяг, отстреливают их в переулках, а затем получают космические соцвыплаты. Заправляет ими атаманша Савитри Махабир. Она бредит семейными проклятиями, чертит какие-то ритуальные окружности и общается с почившим мужем.

Однажды банда организует похищение подростка Джареда Брауна на Манхэттене. От семьи парня (его дедушка — медийный кулинар, телезвезда и меценат) бандиты требуют выкуп. Но не тут-то было: выясняется, что вооружённые неумехи, приехавшие по фейковым паспортам из далёкой Гайаны, украли не того ребёнка. Теперь семья Браун пытается спасти чужого сына, пока пробивной оперативник из Почтовой службы США ищет виновных.

В тени «Оппенгеймера». Интересные киноновинки этого лета, 7men.uz

Кадр из к/ф «Замкнутый круг»

Сценарий к «Замкнутому кругу», вышедшему в шести сериях на стриминге Max, написал Эд Соломон — опытный мейнстримщик, известный по франшизе «Люди в чёрном» и дилогии «Иллюзия обмана». Вероятно, именно из неё перекочевал многофигурный нарратив, а также сложный криминальный ребус, который до последнего прячет в рукаве некоторые важные детали экспозиции.

С многостаночником Стивеном Содербергом («Трилогия Оушена», «Траффик», «Больница Никербокер») Соломон начал сотрудничать ещё в 2017-м. Тогда они на пару сделали интерактивный триллер «Мозаика», где зритель мог выбирать, с какой точки зрения рассматривать сюжет. А спустя четыре года дуэт выпустил ретротриллер «Без резких движений», рассказывающий о неудавшемся финансовом надувательстве в середине 1950-х. Однако в новом сериале от формального экспериментаторства «Мозаики» и стилевого пижонства «Без резких движений» не осталось и следа.

В тени «Оппенгеймера». Интересные киноновинки этого лета, 7men.uz

Кадр из к/ф «Замкнутый круг»

«Замкнутый круг» — весьма старомодное зрелище, где, как и полагается олдскульному американскому теледетективу, совы не то, чем кажутся (эта давняя линчевская максима держит зрителя у экрана на протяжении всего сезона). Впрочем, в кажущемся архаизме нет ничего удивительного: авторы не скрывали, что позаимствовали сюжетный концепт из «Рая и ада» (1963) Акиры Куросавы, где гангстеры, охотясь за сыном успешного коммерсанта, ошибочно крадут шофёрского ребёнка и пытаются получить за него выкуп.

«Замкнутый круг» объединяет разные сюжетные параллели. В нём сплетаются труды и дни гайанской ОПГ, хроника мигрантской жизни, будни американских службистов, семейные распри, а также регулярный ликбез о языческом мистицизме. Режиссёр, маневрируя между этими линиями, не пользуется пулемётным монтажом и бойкими поп-хитами. И тем не менее умудряется держать стабильно высокий темп, не отвлекаясь на филлеры, нудную лирику и прочие отступления.

Его инструментарий прост, но эффективен: ручная камера, неброское освещение, очень ненавязчивый саунд-дизайн. При этом зритель, приученный к эстетству нынешнего премиального телевидения (в духе, скажем, Николаса Виндинга Рефна), вряд ли заскучает хоть на минуту. В конце концов, Содерберг — мастер визуального сторителлинга, который может снять увлекательное кино даже на неконтрастную картинку айфона (тому подтверждение — его триллер «Не в себе» и спортивный байопик «Птица высокого полёта»).

Пожалуй, главная новация «Замкнутого круга» — это отход от жанровых архетипов. Сицилийские бруталы, населявшие миры Серджио Леоне и Мартина Скорсезе, уступили место несчастным беженцам с карикатурным акцентом, которые мечтают покинуть Штаты и вернуться на свою нищую родину. А вместо бандитских патриархов типа дона Корлеоне действует малахольная дама, помешанная на эзотерике и древних суевериях. Наконец, единственный герой, который хоть как-то соответствует мачистским стереотипам старых кинодетективов, — это токсичная оперативница Мелоди Хармони в исполнении Зази Битц.

С той же остраняющей логикой прописаны и супруги Браун (их играют звезда «Дэдвуда» Тимоти Олифант и Клэр Дэйнс из «Родины»). Это респектабельные буржуа из люксовых апартаментов, которые максимально далеки от отчаянных персонажей классических нуаров (единственное, что они получили в наследство от своих культурных предков, — тёмное прошлое). Поэтому в «Замкнутом круге» нет вязкого трагизма «Настоящего детектива» или «Мейр из Исттауна», зато есть драйв и легковесность телевизионного «Фарго» — словом, вышло нетяжёлое, но крайне увлекательное шоу, которое отлично скрасит два-три зрительских вечера.

«Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» (реж. Сэм Харгрейв, 2023)

Австралийский наёмник Тайлер Рейк (Крис Хемсворт), оправившись от боевого ранения после миссии в Бангладеш, летит в СНГ на очередной спасательский квест. Ему предстоит вызволить из грузинской тюрьмы свояченицу Кетеван, которую стережёт банда вооружённых головорезов.

В тени «Оппенгеймера». Интересные киноновинки этого лета, 7men.uz

Кадр из к/ф «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2»

Оригинал «Тайлера Рейка» вышел на Netflix весной 2020 года и довольно быстро очутился в топах стриминга. Сценарий к нему написал Джо Руссо — режиссёр из марвеловской обоймы, который после конвейерных комиксов пытается запустить авторскую экшен-франшизу (на пару с братом Энтони они попытались заменить Бонда «Серым человеком» и вывели на Amazon Prime сериал «Цитадель» — но оба проекта вышли весьма проходными). «Тайлер Рейк» — из той же серии одноразовых боевиков, но с важной особенностью: снял его каскадёр Сэм Харгрейв — он был дублёром Криса Хемсворта в «Мстителях», а также координатором трюков в «Голодных играх» и «Взрывной блондинке».

В тени «Оппенгеймера». Интересные киноновинки этого лета, 7men.uz

Кадр из к/ф «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2»

Постановщик, нацепив спасательные тросы и взяв на себя операторские функции, обеспечил фильму высочайший эффект присутствия: его камера ныряет в окна машин, прыгает с балконов и вторит остальным кульбитам главного героя. (Такой сплав режиссуры и трюкачества — довольно свежий тренд экшен-культуры, который задал экс-каскадёр Чад Стахелски со своей тетралогией «Джон Уик».) Кроме того, сиквел повторяет главный шоу-стоппер первой части: показывает длиннющую (21 минута!) однокадровую сцену погони — с бесконечными выстрелами и взрывающимися вертолётами. В итоге же этот адреналиновый фейерверк, приходится признать, вышел весьма формульным и глуповатым — но доставить чисто визуальное наслаждение он, конечно, ещё как способен.