Фильм ужасов с женским лицом
В 2023 году флешмоб «Барбенгеймер» реанимировал постковидный прокат и собрал в общей сумме 2,5 миллиарда долларов. В 2024-м обошлось без громких киномемов, но главная «экранная пара» всё-таки была — это ретрослэшер Тая Уэста «Максин XXX», рассказывающий о наглой старлетке и шокирующей изнанке Голливуда 1980-х, и слоубёрнер Осгуда Перкинса «Собиратель душ», в котором оперативница ФБР борется с сатанинским злом.
Обе новинки, вышедшие в сезон блокбастеров с разницей в месяц, окончательно утвердили фемхоррор в статусе самого актуального жанра западного кино. От моды не отстают и стриминги: в сентябре на Hulu стартовал жуткий тру-детектив Райана Мерфи «Гротеск», в котором алкоголичка с полицейским жетоном и бойкая католичка из местного прихода идут по пятам фанатика-душегуба. А через месяц на платформе Starz прогремел садистский бритком «Дорогуша», где Элла Пернелл, звезда «Шершней» и гейм-адаптации Fallout, сыграла затюканного клерка, которая объявила миру кровавую войну. Не ужастик, правда, но пародия на него.
Жанр захватил даже арт-кино: один из главных фестивальных хитов 2024-го — это боди-хоррор «Субстанция» Корали Фаржа. В центре истории — бывшая поп-дива, а ныне ведущая фитнес-шоу, которая принимает экспериментальный препарат и рождает молодую версию себя. В конечном итоге это приводит к жуткой необратимой побочке.
Боди-хоррор — то есть ужастик, фиксирующий страшные телесные мутации, — исконно мужской жанр, но то и дело примеряет фемоптику, исследуя токсичные стандарты красоты или ужасы беременности, как это было, скажем, в 2021 году — тогда в Каннах победил «Титан» Жулии Дюкурно, в котором стриптизёрша вынашивает в теле механический эмбрион. Символично, что «Субстанция», взявшая сценарный приз в Каннах, обошла даже Дэвида Кроненберга, родоначальника жанра, чей «Саван» в итоге остался без наград.
Судя по графику релизов, 2025 год охотно подхватит тему: среди самых ожидаемых новинок — «Носферату» Роберта Эггерса, ребут вампирской классики с Лили Роуз-Депп в главной роли, а также фемверсия «Франкенштейна» Мэгги Джилленхол, рассказанная от лица Невесты. Важно: не путайте с экранизацией «Франкенштейна», которую для Netflix готовит Гильермо дель Торо!
Реанимация классики
В середине 2010-х западная поп-культура, давно паразитирующая на том, что уже популярно, придумала новый способ заработка — доставать из студийных архивов забытые киношедевры и придумывать к ним продолжения. И главное — с участием старых звёзд: тогда в кино придут не только тинейджеры, но и их ностальгирующие предки.
Так возник феномен легаси-сиквела — продолжения истории, которая уже много-много лет считалась завершённой. Пионерами в этой области стали продюсеры Disney, которые в 2010 году вернули из забытья киберпанк «Трон», а чуть позднее возродили космооперу «Звёздные войны». Вскоре их примеру последовали и другие студии — так на большие экраны вернулись олдскульный австралийский экшен («Безумный Макс»), классика технуара («Бегущий по лезвию») и культовые арт-сериалы 1990-х («Твин Пикс», «Королевство»).
2024 год поддержал тренд: второе дыхание открылось у хулиганского макабра Тима Бёртона «Битлджус Битлджус», а также у масштабного пеплума Ридли Скотта «Гладиатор 2» — на этот раз без Рассела Кроу, но с боевыми бабуинами и морским боем внутри Колизея. Были, к слову, ребуты и в менее очевидной форме — как, например, в боевике Netflix «Ребел-Ридж», который кажется современным (и, увы, довольно бестолковым) парафразом первого «Рэмбо».
А главный камбэк 2025 года — это, конечно, «28 лет спустя» Дэнни Бойла, зомби-триллер с бюджетом в 75 миллионов долларов, целиком снятый на iPhone 15. Триквел, соединяющий классический антураж, старый каст и современные технологии съёмки, стал рекордом для Голливуда: это самый дорогой фильм, когда-либо снятый на смартфон!
Фильмы студии Neon
Важная альтернатива бесконечным ремейкам, сиквелам, ребутам — это originals инди-студии A24, которая сама уже потихоньку начинает превращаться в мейджора: «Падение империи», которое придумал и снял Алекс Гарленд, стоило ей рекордные 50 миллионов долларов!
Однако теперь у компании есть конкурент — дистрибьютор Neon, ставший уже чуть ли не главным брендом в мире арт-кино. Всё благодаря вирусным промокампаниям и, разумеется, громким релизам: в портфеле компании среди прочего фильмы-победители последних пяти Канн! Neon уже схантил не только многих фанатов A24, но также нескольких ключевых сотрудников и даже режиссёров. В их числе — Шон Бэйкер, чей последний фильм «Анора» (грустный ромком о бруклинской стриптизёрше, неудачно вышедшей замуж) также взял «Золотую пальмовую ветвь».
У Neon сейчас 12 проектов в разработке. Среди них — две экранизации Стивена Кинга: «Обезьяна» Осгуда Перкинса, где демоническая кукла провоцирует череду жестоких смертей, а также «Жизнь Чака» Майка Флэнагана, пугающий сай-фай про рядового американца, чья картина мира начинает сильно искажаться из-за мозговой опухоли. Кроме того, в графике январских релизов — ужастик Стивена Содерберга «Присутствие», снятый в жанре haunted house.
Впрочем, A24 и не думает сдавать позиции. Студия готовит к выпуску 20 проектов: помимо упомянутого «Носферату», на статус мини-хита ещё претендует ретрофантастика Дэвида Роберта Митчелла «Улица Флауэрвейл», а также хроника иракского конфликта «Военное дело» Алекса Гарленда.
Кризис супергероики
2023-й был, вероятно, худшим годом в истории кинокомиксов. У DC страшно провалился второй «Шазам», «Синий Жук» и «Флэш», которому не помогло даже камео «старого Бэтмена» Майкла Китона. Marvel, несмотря на успешный релиз «Стражи Галактики. Часть 3», потерпел фиаско с «Квантоманией» и «Капитаном Марвел 2», которая дала самые низкие стартовые сборы за всю историю MCU.
А главная катастрофа 2024 года — это, конечно, мюзикл-версия «Джокера» Тодда Филлипса, которая сначала получила разгромную критику в Венеции, а затем встретила дружный хейт фан-сообщества DC. Налицо — очередной аргумент в пользу прогнозов, которые многие аналитики высказывали ещё в 2023-м: зритель устал от супергероев, которые доминировали в большом прокате порядка 20 лет, и даже формалистские эксперименты не способны изменить ситуацию.
Есть шанс, что в 2025 году супергероика уступит лидерство другим жанрам, тем более что потенциальных конкурентов тут полно: например, кореец Пон Джун-хо, снявший главный хит конца 2010-х — «Паразиты», возвращается с абсурдистским сай-фаем под названием «Микки 17», где роботы-клоны с лицом Роберта Паттинсона пытаются заселить ледяную планету Нифльхейм. Кроме того, мастер пародии и бойкого экшена Эдгар Райт снимает новую версию «Бегущего человека», а Барри Левинсон готовит гангстерскую сагу Alto Knights.
«Новая искренность» в формате автофикшена
Несмотря на то что западный кинематограф всё ещё питает острый интерес к «мужскому» кино (в 2025-м выйдет F1 c Брэдом Питтом, «Букмекер и вышибала» крепкого жанровика С. Крэйга Залера), фильмы и сериалы продолжают исследовать образы неклассической маскулинности: например, неврастеничных лузеров («Герой наших снов» Кристоффера Боргли) или тихонь с травмированным прошлым, которые не боятся рассказать миру о своей боли.
Главный пример тут — это, конечно, мини-сериал Netflix «Оленёнок», который написал и поставил стендапер Ричард Гэдд, рассказавший без обиняков о пережитом опыте сексуального насилия. Тогда же, весной, на Channel 4 с #MeToo-заявлением выступил другой комик — Марк О’Салливан, который подал (проект называется My sexual abuse: The Sitcom»). Оба телешоу подняли пресловутую «новую искренность» до сверхвысокой планки — и пока что остаётся лишь гадать, сможет ли 2025 год ей соответствовать.