Skip to main content

Брейкер №1 в Узбекистане Талгат Шеров перед поездкой в Бразилию на первенство мира показал редакции 7MEN пару движений и рассказал, собирается ли он делать танцы делом своей жизни

Брейкер №1 в Узбекистане Талгат Шеров о батлах, музыке и танцах, 7men.uz

Талгат Шеров

Небольшая предыстория. Как-то я пришёл на очередную теннисную тренировку в спорткомплексе, что под телевышкой, а прямо на соседнем корте разворачивали сцену, пробовали звук, устанавливали софиты. Я подумал, что вечером будет какой-то опен-эйр, но уже потом из новостей узнал, что это был чемпионат по брейкингу Red Bull BC One.

Этот турнир — самый престижный в мире, и долгое время он не проводился в Узбекистане. Участники из нашей страны ездили в Казахстан, где встречались с другими би-боями и би-гёрлами (именно так по-настоящему называются танцоры в брейкинге) из Центральной Азии. Но в последние годы чемпионат проводят в Ташкенте, благодаря чему наши танцоры могут напрямую попасть на ежегодный мировой турнир.

Наш герой Талгат Шеров одержал победу среди парней и получил билет на итоговый чемпионат в Бразилии. В конце года он поедет туда впервые в своей карьере, в преддверии чего мы встретились с ним и попросили рассказать, может ли стать такое увлечение делом жизни.

Брейкер №1 в Узбекистане Талгат Шеров о батлах, музыке и танцах, 7men.uz

Иногда хочется фанка. А иногда — «мяса»

■ Вы сами как воспринимаете брейкинг — это спорт, увлечение или работа?

Наверное, это уже работа. Я практически каждый день занимаюсь танцами и зарабатываю этим.

■ То есть можно сказать, что вы работаете танцором.

Нет. У меня есть основное место работы: я монтажёр в компании, которая снимает узбекские сериалы. Там я делаю рилсы для инстаграма, иногда снимаю какие-то более крупные проекты. Но не могу сказать, что танцы у меня на втором плане.

■ А это сразу были именно танцы? Или вы пришли к ним из какого-то спорта?

В детстве я занимался тхэквондо, футболом — всё по классике. Наверное, меня туда отправили родители. Но в свои пять-шесть лет я не воспринимал футбол как что-то серьёзное, скорее, ходил туда, чтобы просто провести время. Да и в тхэквондо у меня тоже не было никаких амбиций, я приходил за компанию с сестрой. А вот дома я всегда любил танцевать, снимал что-то. Правда, я ещё не знал, что такое брейкинг, но всё это меня действительно интересовало.

■ На известных танцоров смотрели? Или фильмами вдохновлялись?

Не помню, вышел тогда «Шаг вперёд» или нет. Но у меня уже был еле работающий интернет, я рылся в этой теме. Ещё я всегда снимал себя, но никуда не выкладывал — тоже было просто некуда.

И вот, когда мне было лет десять, к нам в школу на практику приехали студенты, которые вели у нас какое-то время уроки корейского языка. Тогда я познакомился с моим первым тренером по брейкингу Семёном Хамом. Мы с друзьями однажды выходим из школы, а он нам говорит: «Пацаны, тут у вас в школе открылись танцы, тектоник, хип-хоп, брейк-данс. Помню, стоило это тогда 2000 сум за час-полтора занятий. (Смеётся.)

■ Как вообще выглядят занятия по брейкингу?

Вначале обязательная разминка: ноги, кисти, даже пальцы. Затем учим базу. Например, топрок — это движения наверху, футворк — работа ногами. Это не сложные движения. Тяжелее разучивать фризы, когда мы зависаем в каком-то положении, или power move, когда мы крутимся.

Но в том первом месте заниматься было трудно, если честно. В полу между досками были большие щели, кое-где даже торчали гвозди. Я сначала ходил с двумя друзьями, потом они стали посещать занятия всё реже, а я остался. Сейчас тренируюсь в Zlotnikov Dance Center, я Сергею Злотникову за многое благодарен, он всегда поддерживает. Можно даже поздно вечером приехать, если тебе нужно потренироваться.

■ Помните свой первый концерт?

У нас не концерты, а батлы, но на них тоже можно звать всех друзей. В моём первом батле меня поставили с самым сильным в группе соперником, самым стайловым, подающим надежды. Его звали Коля. Я тогда проиграл ему и сказал себе, что буду тренироваться ещё больше, чтобы стать круче него.

■ А сколько было участников на Red Bull BC One в этом году?

Среди мужчин было 16 участников, соревнования строились по олимпийской системе, то есть сетка, где проигравший сразу покидает соревнования. А вот девушек было совсем мало.

■ Почему? Это считается не женским занятием?

Наверное, по большей части до сих пор да. Хотя в мире очень много девушек, занимающихся брейкингом.

■ А вам никто не говорил, наоборот, что танцы — это не мужское занятие?

Конечно, слышал такое много раз. Но со временем люди сами видят, что здесь нужна хорошая физическая подготовка, нужна сила, чтобы это всё вывозить. Это занятие не для слабых.

■ С точки зрения физической силы — да. А вот с той точки зрения, что мужчина должен, условно говоря, не развлекаться на танцах, а вставать на ноги, зарабатывать для своей семьи — нет такого давления?

Уже нет. Может, раньше было что-то похожее от родителей, мол, это всё несерьёзно, не даст заработка в будущем…

■ И что вы им отвечали?

Что буду всё равно танцевать и никто мне не запретит. Наверное, я немножко избалованный ребёнок. У нас в стране всё-таки очень строго относятся к детям и к тому, чем они занимаются. Некоторые родители запрещают своим детям даже начинать танцевать, просто из религиозных соображений. Но мои родители видели, что я развиваюсь, не шатаюсь на улице, не выпиваю во дворе.

И уже давно я доказываю, что могу зарабатывать танцами. Благодаря танцам я объездил полмира. Так что вопросов уже нет. Хотя справедливости ради надо сказать, что только сейчас эти умения всё больше монетизируются. Кроме побед на соревнованиях, тебя могут позвать на концерты в качестве подтанцовки, какие-то бренды обращают внимание на танцоров для своих рекламных кампаний.

■ В этом году брейкинг вообще включили в олимпийскую программу.

Да. Но на Олимпиаде, если честно, всё про спорт. Очень сложные движения, сильные фризы — это всё круто, но в мире брейкинга танцы воспринимают всё-таки в первую очередь как искусство, а не как спорт. Важно, как ты слушаешь музыку, как выглядишь, как подаёшь себя, какой ты персонаж. Поэтому сами танцоры относятся к Олимпиаде не слишком серьёзно.

 Это похоже на фигурное катание? Список каких-то обязательных элементов…

Нет, у нас полная свобода, можно делать что хочешь. Но, допустим, у судей есть критерии, по которым они судят. И по этим критериям можно сделать вывод, что победитель — это самый выносливый, сильный, подготовленный.

Важно, как ты слушаешь музыку, как выглядишь, как подаёшь себя, какой ты персонаж

■ Но не самый креативный.

Иногда да. В андеграунд-тусовке ценится музыкальность, креативность, оригинальность, и там может выиграть человек, который «вкусно» станцевал, сам получил от этого кайф.

В Олимпиаде всё равно, конечно, интересно поучаствовать, но надо перестроиться, чтобы отнестись к этому как к спорту. Есть, например, тема байта, от слова «bite» — «кусать». Это когда один би-бой фактически крадёт какую-то фишку у другого би-боя и использует её в своём выступлении. Вообще это очень плохо, на батлах судьи на это очень резко реагируют.

Но на Олимпиаде такое, как оказалось, можно. В Париже был один танцор из Китая, у которого всё, что он ни делал, было байтом. Это очень сложные для исполнения штуки, но всё это тем не менее байт. На Олимпиаде и на андеграунд-батлах на это реагируют по-разному.

■ А тот случай на Олимпиаде с би-гёрл из Австралии Рэйчел Ганн, которая после своих выступлений просто стала мемом. Что это было на самом деле?

Сейчас всё что угодно может стать мемом. Насколько я знаю, ей было несложно пройти отбор от Австралии и Океании, главную роль здесь сыграло именно то, что на Олимпиаду отбираются по квотам.

Конечно, люди, смотрящие Олимпиаду, ожидали чего-то невообразимого. Но в танцах Ганн нет ничего «неправильного», в мире есть танцоры и хуже. Мы можем представить, что это её стиль, я как раз говорил про различия между брейкингом как спортом и брейкингом как искусством — в последнем ценятся не только умения, но и индивидуальность. Ганн стала мемом просто потому, что зрители Олимпиады сами не очень разбираются в брейкинге. Наверное, она и на андеграунд-батлах не выиграла бы, но там над ней не стали бы смеяться.

■ Вы участвовали в «азиатской Олимпиаде» — Азиатских играх.

Да, там я вживую увидел всех би-боев, которых раньше видел только в записях. Например, би-бой Лил Джи из Венесуэлы, у меня всегда просто разрывалась голова от его выступлений. На других соревнованиях, в Бразилии, я по сетке попал именно на него, и мы даже дошли до тай-брейка — это когда ничья и всё решается в решающем раунде. Он в итоге победил с перевесом в один-два голоса, но я осознал, что могу выиграть даже у него — и не только у него, а у многих других. Это стало большой мотивацией заниматься ещё. Но вот, например, на следующей Олимпиаде в Лос-Анджелесе брейкинга не будет.

■ А на соревнованиях вам ставят абсолютно случайную музыку? Или у каждого своя?

Нет, это всегда случайная музыка. Там есть диджей с миксом из треков, которые используются в батлах. Но у нас есть подготовленные заранее пачки, кто-то называет их связками, это такие натренированные движения, которые ты можешь миксовать во время выступления. У танцоров разный арсенал движений, чем он больше, тем круче.

■ Но Вы же не знаете, что готовят другие. А если вы с кем-то просто совпадёте и это посчитают байтом?

Конечно, люди уже перепробовали самые разные движения. Те движения, которые мы сегодня считаем базой, когда-то, в 1990-х, тоже были новыми. Но по движению всегда видно, база это или нет. А если это не база, есть только два варианта — либо он это сам придумал, либо сбайтил. Как понять, что это байт? У всех танцоров есть свой стиль, своя подача. И если какое-то движение выглядит не так, как он в целом танцует, можно сделать вывод, что это байт. У судей, конечно, бóльшая насмотренность, они могут это понять. Но бывает также, что мы повторяем какое-то движение неосознанно, а может, даже делаем его лучше, чем в оригинале.

■ А сколько идёт один бой?

Строгих рамок нет. Бывают батлы по два, по три раунда. Весь батл идёт примерно пять-шесть минут, за это время каждый би-бой выходит несколько раз и танцует около 40–50 секунд. В самом танце тоже полная свобода, ты можешь танцевать и дольше.

■ Я правильно понимаю, что Red Bull BC One — самое главное соревнование в мире брейкинга?

Да, многие би-бои самым престижным соревнованием считают Red Bull BC One. Он проходит каждый год, и если ты выигрываешь его, то это однозначно говорит, что ты танцор мирового уровня. Да даже если попасть в основную сетку из 16 человек. По крайней мере, у меня сейчас именно такая задача.

■ Выиграв в отборочном турнире в Ташкенте, вы туда ещё не попали?

Насколько я помню, сначала Red Bull BC One проводит турниры по всему миру и таким образом выбирает 32 лучших танцора. Затем они соревнуются между собой навылет, и четверо лучших наконец попадают в основную сетку, в топ-16. Остальных 12 человек в этой сетке Red Bull BC One отбирает сам среди танцоров, которые проявили себя лучше всего за год. Итого получается 12 лучших танцоров, которых уже пригласили организаторы, плюс четверо, которые пробились через отборочные батлы.

■ Из каких стран там ещё будут участники?

Из Кореи, Нидерландов, Японии, Венесуэлы, Франции, Египта.

■ А есть страны, которые явно доминируют в брейкинге?

Обычно всегда сильными считались корейцы и японцы.

■ Почему?

Мне кажется, потому что они трудоголики.

■ Тогда почему не китайцы, например?

Недавно они тоже вошли в брейкинг, раньше из Китая никого не было. Они делают очень сложные штуки, но дело в том, что большинство из этого — байт. И вообще, би-бои постоянно путешествуют, они не так прикреплены географически к какой-то школе, как, например, спортсмены из командных видов спорта.

■ В какой момент брейк-данс стал брейкингом?

Сами танцоры между собой и не говорят «брейк-данс». Можно сказать «би-боинг» или «брейкинг». Просто сейчас все об этом узнали — видимо, благодаря Олимпийским играм.

■ Откуда тогда взялся брейк-данс?

Есть такой диджей и продюсер Afrika Bambaataa, в его треках часто встречаются фрагменты, где играют чистые барабаны. В этих частях барабанщики отбивают биты, под которые сейчас мы привыкли танцевать. Эти части с барабанами называются брейкбит. А танцы под них, соответственно, стали называть брейк-данс.

■ А Вы себе как музыку выбираете?

Сейчас много диджеев, которые создают музыку именно для батлов. Да и сами танцы активно меняются, есть много направлений new-school-брейкинга, где происходит настоящее «мясо»: там нет многих инструментов типа гитары или барабанов, очень много электронного звучания. Но большинство танцоров пока по-прежнему танцуют под что-то более «эстетичное», где есть настоящие инструменты. Это дело случая — иногда хочется фанка, иногда — «мяса».

■ До какого возраста танцуют в брейкинге?

Бывает по-разному. Есть и 50-летние танцоры, но они, правда, уже доказали, что лучшие, и сейчас разъезжают по странам, дают мастер-классы, занимаются судейством.

■ Вы так видите своё будущее?

У каждого свой путь. У меня пока нет конкретного плана, что я буду точно так же разъезжать по соревнованиям. Я планирую развиваться в Узбекистане ещё и медийно, может, уйду в какое-то блогерство, что-то такое. Сейчас социальные сети — сильный инструмент, дающий хороший буст. От танцев можно быстро устать, поэтому мне всегда хочется, помимо танцев, заниматься чем-то ещё.

Брейкер №1 в Узбекистане Талгат Шеров о батлах, музыке и танцах, 7men.uz

Пиджак из микса шерсти и шёлка Feraud
Вельветовые брюки HILTL
Кардиган из натуральной шерсти, свитер LUIGI BORRELLI
Кожаные кроссовки HOGAN