Как ни странно, открывающиеся вверх двери, скрытые дверные ручки, изобилие экранов и лидаров, автопилоты и личные водительские помощники оказались лишь последствием уникальной ситуации, сложившейся в китайском автопроме. Помните фантастические фильмы, где герои перемещаются между галактиками? Как правило, бо́льшая часть их путешествия проходит в глубоком криосне, в связи с чем после пробуждения персонажи кинокартины с трудом понимают, что происходит.
С китайским автопромом произошла похожая ситуация. В течение 2020, 2021 и 2022 годов Китай жёстко боролся с ковидом, фактически закрывшись от всего мира. Поэтому стороннему наблюдателю могло показаться, что ничего не происходит, хотя на самом деле развитие шло семимильными шагами. Более того, за три года Китай переориентировался на внутренний рынок. Поэтому, несмотря на международный статус автосалона в Шанхае, он фактически стал национальным. При этом его масштаб и количество новинок даст фору любой европейской автовыставке.
Первое, что бросается в глаза, — обилие надписей на китайском языке. Это вполне нормально для Китая, но не для международного мероприятия. На китайском написаны не только тексты и указатели, но и названия брендов и моделей. А так как за прошедшие три года количество автомобильных компаний в Китае, по некоторым данным, перевалило за 100 (кажется, будет трудно вспомнить такое количество автомобильных марок, даже если учесть весь мир), то разобраться в них было совсем непросто.
КИТАЙСКИЙ УЛЬТРАЛАКШЕРИ
Словно вершина, среди всех компаний выделяется супердорогое подразделение Hongqi государственного концерна FAW. «Красное знамя» (в переводе с китайского) делает знаменитые автомобили для политического руководства страны, а сейчас ещё и значительно расширяет модельный ряд для масс-маркета.
На стенде был представлен обновлённый седан Hongqi L5 — главный конкурент «Роллс-Ройсов» и «Бентли». Оснащённый, на выбор, двигателями V8 или V12, этот исполин длиной более 5,5 метра привлекает внимание ретродизайном и невероятной роскошью салона. Правда, в отличие от конкурентов, никакого хайтека ждать от L5 не стоит. «Дорого и богато» в китайском исполнении — это изобилие места и эксклюзивная отделка ручной работы. Некоторые панели салона изготавливаются несколько недель! Впрочем, автомобиль пока и не собирается ни с кем соперничать: L5 будет продаваться исключительно на китайском рынке, хоть его стоимость и составляет внушительный $1 млн.
Гораздо ближе к реальности другие суббренды компании. Во-первых, это премиальные кроссоверы и седаны, во-вторых, Hongqi New Energy, относительно компактные электрические лифтбеки. На выставке были представлены сразу четыре премьеры: бизнес-седан H6, бизнес-вэн HQ9 и предсерийные электрокары Hongqi E001. Последние могут похвастать возможностью горячей замены батарей: такой радикальный метод подзарядки позволяет использовать электрокары на одном уровне с машинами с ДВС. Замена аккумулятора будет занимать не больше пары минут.
БРУТАЛЬНЫЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Другой весьма заметный стенд — Karlmann. Компания, в основном занимающаяся тюнингом американских внедорожников и пикапов, решила создать собственный автомобильный бренд и выкатила сразу несколько моделей. Всё это брутальные, выполненные в дизайне низкополигональных компьютерных моделей кроссоверы разного размера. Нечто похожее делает американский бренд Rezvani — только китайские коллеги вообще никак не ограничивали себя габаритами и фантазией.
Например, самый компактный Karlmann Zr оснащён гильотинными дверьми а-ля «Ламборгини», а самый огромный Karlmann весит 4,5 тонны и возвышается над землёй почти на три метра. Говорят, что машины уже можно предзаказать; правда, верится в это с трудом: на всех выставочных автомобилях вместо фар красовались симпатичные, но явно не функциональные кристаллы, а колёса были больше похожи на резиново-металлические декорации.
НЕЙРОКИТАЙЦЫ
Все остальные новинки можно охарактеризовать одним словом — нейросеть. Огромное количество брендов, моделей и вроде бы разных подходов к созданию автомобилей в исполнении китайских производителей выглядело на удивление абсолютно одинаково. Пробежав по выставке, быстро приходишь к выводу, что дизайн большинства новинок совсем не отличается друг от друга, словно именно ИИ рисовал эти автомобили. Футуристично, красиво, изящно, но одинаково!
Техническая начинка ровно такая же — сплошные электромоторы. Простота конструкции позволяет быстро делать любой форм-фактор автомобиля с любыми характеристиками. Тут и кроссовер, и седан, и даже купе. Сакральные цифры мощности двигателя и времени разгона до 100 км/ч всего остального мирового автопрома тоже не выдержали китайского натиска. Никому не известные модели и бренды представили десятки машин с характеристиками суперкаров.
Впрочем, главный вывод Шанхайского автосалона совершенно другой. Пока все медленно путешествовали в «обычном» времени, китайский автопром сделал гиперпрыжок, заметно обогнав конкурентов. Да, неизвестно, как всё это будет работать в реальной жизни, машинам с иероглифами на капоте не хватает силы бренда и маркетинга, но дизайн, технологии и качество исполнения просто поражают воображение.